Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории Сотская Лариса Анатольевна.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Зрительные гимнастики занимают особое место в работе с детьми со зрительными нарушениями. Их рекомендуется проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах.
Гимнастики бывают: 1) игровая коррекционная физминутка; 2) с предметами; 3) по зрительно-коодинаторным тренажам; 4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз необходимо учитывать возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Гимнастику проводят 2-3 минуты. Дети не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка»
Я предлагаю глазную тренировку «Цветные огоньки». Это увлекательная игра-поиск, в которой движения становятся более непроизвольными и точными, повышается активность детей, а следовательно и эффект от проведения гимнастики.
Зрительная гимнастика «Цветные огоньки».
Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, активизация кровообращения мозга и области глаз.
Оборудование: черная перчатка, «огоньки» (картонные круги) с одной стороны черные, а с другой цветные (красного, желтого и оранжевого цветов), на которых сделана петелька для пальца. Приложение 3.
Организация гимнастики. Педагог прячет в руке, одетой в черную перчатку, цветной «огонёк» и в медленном темпе, чтобы дети до конца проследили за перчаткой, выполняет движения:
- вправо-влево;
- вверх-вниз;
- далеко-близко (удаляет-приближает);
- по кругу слева-направо;
- по диагонали снизу-вверх;
- по диагонали сверху-вниз.
В какой-то момент на долю секунды ладошка с «огоньком» поворачивается к детям, которые должны успеть увидеть и назвать его цвет.
Помните:
- показ движений дается чуть выше уровня глаз;
- располагая детей, надо учитывать их остроту зрения;
- во время выполнения гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.
УПРАЖНЕНИЕ, СТИМУЛЯЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Во всех детских садах, где есть группы детей с нарушениями зрения, в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы проводятся целенаправленные упражнения по стимуляции и активизации зрения детей. Эту коррекционную работу в соответствии с остротой и характером зрения, этапом лечения и видом косоглазия определяет врач-офтальмолог.
Мы, специалисты, воспитатели и дефектологи, называем этот вид коррекционно-педагогической деятельности – работа по нагрузкам. Всего нагрузок восемь. К каждой нагрузке подобран комплекс игр и упражнений. Эти комплексы для того, чтобы поддержать интерес детей и желание заниматься, мы стараемся дополнить каким-то новым оборудованием или изменить содержание и приемы выполнения уже знакомых игр.
Я по-другому поставила задачу к упражнению «Обведи по контуру» и получилась игра «Цветные контуры», в которую ребята играют с большим интересом, а рисунки получаются яркие и необычные.
Игра «Цветные контуры».
(Если карточка с силуэтом располагается на доске, игра реализует задачу нагрузки №5, если на столе – нагрузки №6).
Цели: усиление конвергенции (дивергенции); развитие зрительно-моторной координации и укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук.
Оборудование: контурные изображения предметов 10х15 см (Приложение 6), цветные карандаши. В младшей группе на начальном этапе можно использовать фломастеры.
Организация упражнения.
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть контурные изображения предмета, назвать его, отметить части. Затем цветным карандашом на расстоянии 2-4 мм провести свой контур, потом, поменяв цвет карандаша, другой, и так до тех пор, пока не будет заполнена вся внутренняя часть контурного изображения. Расстояние между цветными контурными изображениями должно быть по возможности одинаковым. Чем старше ребенок, тем короче расстояние. У детей 3-5 лет - 3-4 мм, у ребят старше – 2-3 мм.
В исследованиях Рудаковой Л. В. и Незнамовой Е. С. показано, как возрастает сенсорная чувствительность в процессе решения мыслительных задач у детей с косоглазием и амблиопией. Рудакова Л. В. и Незнамова Е. С. показали, что в случаях, когда офтальмологическими способами становится невозможно восстановить нарушенные зрительные функции – бинокулярность и стереоскопичность зрения, тифлопедагог учит опосредованным способам восприятия и анализа предметов окружающего мира. Возможность такой деятельности определена исследованиями в области офтальмологии и психологии, которые указывают на то, что пространственное зрение осуществляется как на основе первичных факторов (бинокулярность), так и на основе формирования вторичных, нестереоскопических факторов восприятия (линейная и воздушная перспектива, пересечения контуров, образование тени, нюансы красок и т. д.), не дожидаясь, когда функция обеспечит бинокулярность и стереоскопичность. Опираясь на эти положения, я предлагаю игру, которая, активизируя мыслительные операции ребенка, формирует бинокулярное зрение.
Игра «Найди фигуру» (нагрузка № 7).
Цели: закрепить знание объемных форм;
совершенствовать способы их обследования;
активизировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
стимулировать развитие бинокулярного зрения.
Оборудование: контурные и силуэтные изображения объемных геометрических фигур (вид сбоку, вид сверху) – Приложение 4; набор объемных (конус, цилиндр, шар, куб, треугольная пирамида, призмы, эллипсоид) и плоскостных форм.
Организация упражнения.
На первом этапе ребенку предлагается внимательно рассмотреть объемные формы сверху и сбоку. Подвести к пониманию, что в зависимости от направления взгляда, мы можем видеть разные формы одной и той же объемной фигуры. Например, конус. Сбоку мы видим треугольник, а сверху – круг.
На втором этапе ребенок рассматривает плоскостные изображения на карточке (изображение слева – вид сбоку, справа – вид сверху) и подбирает подходящие объемные формы. Это упражнение можно провести в форме соревнования «Кто больше подберет пар».
На третьем этапе детям предлагается самим выбрать объемную форму и самостоятельно нарисовать к ней схему-«загадку».